Несмотря на то что сейчас во многих заведениях не принято заранее сервировать стол, один из признаков, отличающий ресторан высокой категории, это столы, полностью подготовленные для принятия гостей. К тому же – это прекрасная возможность поднять статус в глазах клиентов. Что более приятно – находиться в ожидании блюд за пустым столом или же любоваться идеальной гостеприимной сервировкой? Впрочем, такой вариант могут позволить себе заведения, где обслуживание действительно на высоте, а также достаточно пространства для широких проходов, чтобы посетители или официанты случайно не «смели» часть посуды со столов. Но даже для критических случаев можно предусмотреть хотя бы минимальную сервировку. Рассмотрим ее классический вариант, который сразу добавит заведению несколько баллов уровня обслуживания.
Правильно расположенные посадочные места находятся не ближе, чем на расстоянии 50 см одно от другого. Это следует учесть при оформлении длинных прямоугольных и круглых столов. Подбор столового белья в классической сервировке играет большую роль. Традиционный вариант – это белоснежная поверхность. А чтобы скатерть не ерзала и не сползала, используются специальные плюшевые или фланелевые подложки. Для столов с прямыми углами длина белья от края столешницы не должна превышать 20–30 сантиметров и не опускаться ниже уровня сидений.
Многие еще помнят время, когда сортов пива в нашей стране было очень мало, но у каждого были свои почитатели. Однако в последнее время индустрия пивоварения развивалась очень быстро. В погоне за прибылью производители все меньше внимания уделяли качеству и вкусу, и это заметили истинные ценители напитка. Некоторые из них решили сами варить пиво в домашних условиях, и это положило начало эпохе крафтового пива, которое с каждым годом становится все более популярным.
Термин craft brewery переводится как «ремесленная пивоварня». Поэтому, если проследить саму историю пивного напитка, можно прийти к выводу, что именно крафтовое пиво находится у истоков пивоварения. Это не сорт, а общее название подхода или метода. Ведь в прошлом изготовлением этого напитка частным образом занимались исключительно мелкие ремесленники. Глобальные производители вначале пытались следовать классическим технологиям, но со временем перешли на более дешевые методы с использованием порошковых концентратов, что не могло не сказаться на качестве напитка, предназначенного для массового потребителя. Даже изготовители так называемого живого пива применяют в рецептуре различные концентраты и консерванты. Поэтому в качестве альтернативы массовой продукции, владельцы домашних и небольших пивоварен решили изготавливать собственные сорта напитка исключительно классическим способом. Но не остановились на этом, а стали экспериментировать со вкусом, добившись потрясающих результатов.
Среди многочисленных модных ресторанных трендов один занимает особое место. Для его воплощения потребуется серьезное переоборудование ресторана, зато результат может превзойти все ожидания. Ведь одно дело – просто скучать в ожидании заказа, и совсем другое – наблюдать, как искусные повара создают его прямо на глазах у публики. Популярность открытой ресторанной кухни – это реальный шанс привлечь в свое заведение огромное число посетителей. Может быть, к вам даже станут записываться в очередь, что позволит включить в стоимость блюд возможность наблюдать настоящее кулинарное шоу в режиме реального времени.
Не все, но очень многие подозрительно относятся к блюдам, приготовленным чужими руками. В каких условиях это было сделано? Насколько свежие продукты использовались? Соблюдались ли технологии и санитарные нормы? Эти вопросы могут даже отбить аппетит у посетителя, страдающего излишней недоверчивостью и придирчивостью. Но некоторым просто было бы интересно понаблюдать за тем, как именно готовится любимое блюдо, чтобы узнать какой-то секрет и попробовать повторить то же самое у себя дома. Когда посетитель может созерцать безупречный процесс приготовления, повышается не только уровень его доверия и уважения к заведению, но и аппетит – это проверено и работает на все сто процентов. Так что мода на открытые кухни возникла не на пустом месте, а благодаря тому, что подобные заведения действительно вызвали интерес у любителей ресторанного питания.
Удовлетворение чувства голода всегда являлось основной потребностью для выживания. Однако прошли многие тысячелетия, прежде чем люди смогли осознать, что значение имеют не только качество и количество пищи, но так же условия ее приема. Кроме того, совместные застолья стали объединяющей традицией, которая со временем подчинилась законам этикета, включающим эстетичную сервировку стола специальными приборами. Но начиналось все намного проще.
История человечества развивалась неравномерно в различных уголках нашей планеты. Одного из самых высоких уровней развития культуры достигли жители Древнего Египта. Своеобразным мерилом могут служить примитивные, но практичные столовые приборы, найденные при раскопках древних захоронений. Благодаря этому люди узнали о том, что ложка является одним из древнейших удобных приспособлений для еды. Но на европейской территории вплоть до Средневековья использовали традиционный способ еды руками, а в качестве посуды применяли деревянные или глиняные миски. Особое внимание еде уделяли древние греки и римляне. У них было принято принимать пищу лежа, беря ее руками с небольших столиков. У аристократов для этого существовали блюда и кубки из позолоченного серебра, и даже стеклянные бокалы.
Новый год – это праздник, который отмечается несколько раз – дома, в кругу друзей и непременно на работе. И речь не только о традиции праздновать еще раз по старому стилю. Кстати, вот вам идея, которая может показаться заманчивой в том случае, если ваши сотрудники, настолько перегружены работой в канун Нового года, что просто нет возможности выделить для этого подходящий день или вечер: отметить праздник полноценно именно в Старый Новый год. Но в любом случае потребуются другие идеи, связанные с организацией. Их варианты и масштабность напрямую зависят от количества сотрудников, желания принимать участие в программе и наличия инициативного человека или группы людей, которые возьмутся за организацию праздника.
Это первый вопрос, который необходимо решить. Есть несколько вариантов, и место проведения мероприятия также может повлиять на варианты развлечений на празднике. Первый – это заказать зал в кафе или ресторане. Это достаточно удобно, однако не гарантирует, так сказать, «семейную» атмосферу. Поэтому можно воспользоваться услугами кейтеринга, то есть заказать еду и обслуживание прямо к рабочим местам, предварительно расчистив для этого пространства. И самый романтичный способ – снять загородный коттедж или домики на базе отдыха. В этом случае сама идея корпоратива будет заключаться в возможности поиграть в снежки, покататься на санках и пожарить шашлыки на зимней природе. А при возможности и попариться в настоящей русской баньке.
Независимо от формата заведения, в которое посетители приходят поесть и отдохнуть – бар, кафе, фастфуд или роскошный ресторан, важными факторами, определяющими его успешность, являются униформа и опрятность обслуживающего персонала. Поэтому стоит уделить особое внимание этому вопросу для формирования положительной оценки со стороны клиентов.
Чтобы понимать значимость внешнего вида сотрудников, обслуживающих ваших клиентов, и сделать верный выбор, не упустив ни единой детали, следует знать, какие именно функции выполняет дресс-код:
Чтобы сочетать несочетаемые предметы интерьера, однажды придумали стиль под названием эклектика. Потом появился лофт и производный от него индустриальный стиль, которые могут украшаться практически любыми интерьерными элементами, подчеркивающими простоту и грубоватость отделки. Но в последнее время от неугомонных экспериментаторов со стилями пришел новый тренд – использование разных стульев в одном помещении. Самое любопытное, что такой прием может кардинально изменить интерьер, создавая особую изюминку и превращая его из безликого и стандартизированного в свежий, модный, а главное – уютный и самобытный. Особенно эффектно выглядит такое нововведение в концептуальных и тематических кафе и ресторанах.
Чтобы дизайн получился стильным и гармоничным, следует знать несколько правил, которые помогут не пересечь границу, отделяющую художественную идею от безвкусицы. Потому что некоторые сочетания могут вызвать неприятие из-за попытки объединить абсолютно несочетаемые предметы. Контрасты должны быть оправданными. Для этого примите во внимание несколько дизайнерских рекомендаций, которые помогут создать идеальный интерьер вашего заведения.
Каждый, кто собирается заняться таким бизнесом, как открытие ресторана или кафе, несомненно, рассчитывает на перспективу и прибыль. Пусть не сразу, но в ближайшем будущем. Ведь несмотря на кризис, предприятия общественного питания все так же пользуются популярностью, и не только потому, что в них можно без проблем найти любимое блюдо и утолить голод без лишних временных затрат на его приготовление. Хорошее кафе или уютный ресторан – это прекрасное место для общения с друзьями или проведения торжественных мероприятий. Но все дело в том, что процесс раскрутки нового заведения долгий и непредсказуемый. По статистике многие из новых подобных предприятий становятся банкротами, не дотянув до заветного завершения срока окупаемости и начала получения чистой прибыли. Чтобы снизить риск возможного банкротства, многие начинающие предприниматели решают стартовать с открытия ресторана или кафе под уже известным брендом, то есть приобретают франшизу.
Представьте себе, что вы уже владеете продвинутым ресторанным бизнесом, и у вас имеется не одно, а несколько заведений, которые расположены в разных городах. Их легко узнают по логотипу или названию, у них есть постоянные клиенты, которые высоко ценят комфорт, кухню и уровень услуг. Следующим шагом для роста в таком бизнесе будет реализация франшизы. То есть продажа собственных разработок и технологий ведения дел в кафе или ресторане под тем же наименованием сторонним покупателям, которые обязуются строго придерживаться установленных норм и правил, вплоть до дизайна и меню, взамен отчисляя некоторый процент с прибыли.
В каждом городе мира есть рестораны, где можно вкусно поесть и насладиться высоким уровнем сервиса. Но существуют заведения, которые даже отмечены на картах в качестве объектов туризма. Их включают в свои маршруты благодаря особой атмосфере или уникальным предложениям досуга, который возможен только в этом месте и нигде больше. Они отличаются фирменным стилем и оригинальной идеей, именуемой концепцией, которую тщательно прорабатывают перед ее воплощением. Кстати, кухня в подобном ресторане просто не может иметь оценку ниже чем «отлично». Сюда приезжают за яркими впечатлениями, которые можно получить в качестве дополнительного «блюда», а клиентов обычно встречают как дорогих гостей, всячески стараются им угодить и оставить незабываемое впечатление. Благодаря такой известности посещение подобного заведение обходится недешево, но зато его владельцы давно перестали волноваться о прибыли, поскольку места бронируются за недели и месяцы до посещения.
Понятно, что ни одно подобное заведение не становится известным сразу после своего открытия. Потребуется время на то, чтобы посетители оценили идею и разнесли о ней весть по всему миру. К счастью, в эпоху интернета роль «сарафанного радио» берут на себя социальные сети. Эксперты же утверждают, что главный секрет концептуального ресторана – в максимально удачной реализации одной единственной идеи. И никак не больше, потому что если идей несколько, они как бы смазывают одна другую, снижая показатель эксклюзивности. То есть такие заведения являются уникальными в своем роде. Так что у тех, кто поставил целью добиться узнаваемости, имеется два пути, один из которых очень сложный – придумать то, чего никогда и ни у кого еще не было, а второй более простой – «позаимствовать» готовую концепцию или «фишку» уже раскрученного заведения, но обыграть ее на свой лад. И пусть он не гарантирует мировой известности, но как минимум сможет привлечь клиентов из ближайших районов города, а если повезет, то и регионов страны. Еще не известно, что обойдется дороже и окажется сложнее. Ведь если взять интересную задумку, но не вложить в нее больших денег, все это будет выглядеть дешево и смешно. А оригинальная идея в эпоху разнообразия стоит очень дорого, если только по счастливой случайности не придет во сне.
Когда посетитель приходит в ресторан, услужливый официант первым делом театральным жестом предлагает ему красиво оформленное меню. Именно с этого момента начинается игра, по правилам которой необходимо добиться, чтобы клиент выбрал и заказал именно то, что принесет хорошую прибыль заведению. А если при этом и клиент останется довольным, то выигрыш будет обоюдным и многократным, поскольку заведение сможет заполучить постоянного посетителя и хорошие рекомендации в кругу его знакомых. Но чтобы правильно мотивировать к выбору тех или иных блюд, никто не запрещает применять небольшие хитрости при составлении меню, эффективность которых изучена и доказана статистикой.
Настоящее меню – это художественное произведение, которое должно быть оформлено соответствующим образом. Не обязательно выдерживать его именно в фирменных цветах или повсюду обозначать логотипы заведения. А вот солидная книга, да еще в кожаном переплете производит весьма эффектное впечатление независимо от стиля или концепции заведения. Поэтому бумага должна быть плотной, страницы оформлены аккуратно, а позиции указаны читабельным разборчивым шрифтом. Оказывается, что курсив вызывает ассоциации с качеством, округлые буквы – со сладким вкусом, а заостренные – с соленым или кислым. Можете проверить.