Когда посетитель приходит в ресторан, услужливый официант первым делом театральным жестом предлагает ему красиво оформленное меню. Именно с этого момента начинается игра, по правилам которой необходимо добиться, чтобы клиент выбрал и заказал именно то, что принесет хорошую прибыль заведению. А если при этом и клиент останется довольным, то выигрыш будет обоюдным и многократным, поскольку заведение сможет заполучить постоянного посетителя и хорошие рекомендации в кругу его знакомых. Но чтобы правильно мотивировать к выбору тех или иных блюд, никто не запрещает применять небольшие хитрости при составлении меню, эффективность которых изучена и доказана статистикой.
Настоящее меню – это художественное произведение, которое должно быть оформлено соответствующим образом. Не обязательно выдерживать его именно в фирменных цветах или повсюду обозначать логотипы заведения. А вот солидная книга, да еще в кожаном переплете производит весьма эффектное впечатление независимо от стиля или концепции заведения. Поэтому бумага должна быть плотной, страницы оформлены аккуратно, а позиции указаны читабельным разборчивым шрифтом. Оказывается, что курсив вызывает ассоциации с качеством, округлые буквы – со сладким вкусом, а заостренные – с соленым или кислым. Можете проверить.
Конечно, можно пойти по простому пути, и указывать простейшие названия блюд. Ошибочно полагается, что посетитель не захочет заморачиваться чтением длинных описаний, а увидев знакомое слово «оливье» скорее сделает заказ. Но оказывается, что в процессе чтения высокопарных эпитетов у заказчика начинает разыгрываться воображение и даже выделяться желудочный сок, что способствует еще большему повышению аппетита. Любители экспериментов будут заинтригованы необычными описаниями состава блюд.
Не обязательно злоупотреблять составлением длинных опусов. Достаточно указать: «Душистый пирог, как у вашей бабушки», или: «Десерт приправлен фермерскими сливками из экологически чистого молока коров, вскормленных луговыми цветами». Конечно, желательно, чтобы описание хотя бы на 70 процентов соответствовало истине, а остальное дополнит живое воображение. Рекомендуется использование слов, позитивно воздействующих на восприятие: «старый добрый», «домашний», «нежный», «ароматный» и так далее. И еще: чем длиннее описание блюда, тем более оправданной выглядит его высокая цена.
Не бойтесь устанавливать на некоторые блюда завышенные цены, если это оправдано сложностью приготовления, экзотичностью или эксклюзивностью ингредиентов. Существует известный прием, когда дорогие блюда используются для привлечения внимания к более дешевым. Это так называемые ловушки меню, когда, из-за дорогого блюда, цена более дешевых выглядит вполне оправданной. Например, эксклюзивное блюдо «Лобстер, выловленный из аквариума и приготовленный с уникальной смесью специй по желанию клиента» может предлагаться за четырехзначную цену. На этом фоне стейк по трехзначной цене уже не кажется таким уж дорогим, и непременно будет заказан голодным клиентом.
Можно применить давно известный прием, когда цена указывается совсем чуть-чуть ниже, чем следующая по порядку. Например, вместо 300 рублей – 299 или даже 295. Это не повлияет существенно на прибыль, зато произведет более благоприятное впечатление. Еще одна методика позволяет создавать продающее меню, когда указывается старая и новая стоимость в рамках ограниченной по времени акции. Это эффективно работает для коктейлей и других спиртных напитков, а прибыль в этом случае идет за счет оборота.
Эксперты утверждают, что можно увеличить доходность ресторана на 20 или даже 30 процентов, просто переставив местами позиции в меню. Первый пункт, на который сразу смотрит посетитель – справа вверху. Даже если это разворот из двух страниц. Располагайте здесь свои лучшие фирменные блюда. Но не следует составлять меню таким образом, чтобы на странице было слишком много пунктов. Изучение длинных списков утомляет. Поэтому рекомендуется создавать разделы, каждый – из нескольких пунктов. Оптимально – до семи позиций.
Во многих случаях красочные и аппетитные изображения очень помогают продавать блюда. В наш век цифровых изображений и качественной полиграфии составить такое меню достаточно просто, хотя потребуется некоторое время на создание действительно аппетитных ракурсов с помощью талантливого фотографа.
И еще один прием, который поможет стимулировать к выбору блюда – указание цен за разные размеры порций. Самая дорогая – большая, а маленькая – самая дешевая. На фото все выглядит так аппетитно, что очень хочется попробовать, так что хотя бы на маленькую клиент обязательно раскошелится. А если блюдо понравится, то можно заказать еще, или в следующий раз взять порцию побольше, не так ли?