Когда посетитель приходит в ресторан, у него имеются некоторые ожидания не только в отношении вкусовых качеств предлагаемых блюд, но и уровня сервиса. Согласитесь, что каждому приятно, когда скатерти – безупречно чистые, приборы сверкают, отражая свет, у дверей встречает и провожает в зал внимательный администратор, а официанты вежливые, аккуратные и услужливые.
Сервис всегда должен соответствовать высокому статусу ресторана. Заведение, претендующее на звание элитного обязано предоставлять услуги в соответствии с мировыми стандартами. Из нижеизложенного материала любой начинающий ресторатор почерпнет немало полезной информации, а степень воплощения может зависеть непосредственно от руководителя конкретного заведения.
Первым этапом, который предваряет ежедневный прием посетителей, является подготовка помещения таким образом, чтобы в нем было чисто, уютно, а обслуживание было организовано четко и слаженно.
Уборка бывает ежедневной, оперативной и генеральной. Ежедневная уборка должна проводиться ранним утром, перед открытием заведения, оперативная – в течение дня, а генеральная не реже двух раз в месяц. Назначайте время таким образом, чтобы после уборки можно было успеть произвести сервировку столов.
Сначала необходимо ликвидировать пыль, затем обработать все поверхности влажной тряпкой. Для этой уборки столы и стулья составляются в одной части помещения, а после уборки расставляются в требуемом порядке. Для проведения уборки потребуется специальное оборудование, включающее не только веники, тряпки и щетки, но также пылесосы и гипоаллергенные моющие средства.
Расставлять столы следует так, чтобы площадь была использована наиболее рационально, а официанты могли свободно перемещаться в проходах. Желательно устанавливать столы в одном и том же порядке, поскольку очень скоро у вас появятся ВИП-клиенты, за которыми вы станете закреплять их любимые столики.
То, каким образом производится обслуживание каждого клиента, непосредственно влияет на настроение посетителя и его последующее желание прийти в ресторан еще не один раз. Поэтому не допускайте неподготовленный персонал к обслуживанию. Обычно контролем и координацией работы официантов, а также их наставлением и обучением занимается метрдотель.
Обслуживающий персонал должен иметь безупречный внешний вид. Ежедневно перед началом рабочей смены, которая начинается с получения столового белья и посуды для сервировки, необходимо проконтролировать следующие моменты:
Правильное обслуживание – это обязательный чистый ручник, сложенный в длину, находящийся на левой руке официанта. Он предназначен для того чтобы защищать от обжигания при подаче горячих блюд и сохранять манжеты рубашки чистыми.
Правила этикета и поведения для официанта будут вынесены в отдельную статью. Этим правилам необходимо обучать персонал на этапе стажировки.
Последний этап подготовки – сервировка столов. Перед этим официанты получают столовые приборы и белье для закрепленных за ними столиков, обязательно обращая внимание на качество их чистоты, которая должна быть безукоризненной.
Столы сначала накрывают скатертями, если в правилах не предусмотрено иное – например, специальные салфетки или коврики. Скатерти должны быть пошиты таким образом, чтобы спуск составлял 25 сантиметров, но был не ниже сидений стульев.
Предварительная сервировка не только сокращает время обслуживания, но и является украшением интерьера зала. Различные заведения работают в разных режимах, так что необходимо соблюдать правила сервировки для завтрака, обеда и ужина. Сначала на столе расставляется фарфоровая или фаянсовая посуда, затем добавляются приборы, а стекло ставится в последнюю очередь.
Элементы предварительной сервировки для завтрака:
Каждое заведение выбирает дополнительные элементы сервировки, соответствующие политике или стилю интерьера. Это могут быть свечи в глубоких прозрачных подсвечниках, цветы в вазочках, соусницы или красочная рекламная полиграфия.
Во время сервировки необходимо обращать внимание на целостность и чистоту посуды. Белье должно быть накрахмаленным и отутюженным. Ответственность за все эти детали несет официант, который в случае несоответствия стандартам и нормам должен требовать обмена посуды и текстиля в сервировочной.
И еще несколько полезных советов:
Помните, что стильно украшенные чистой и красивой посудой столы не только создадут праздничную обстановку и уют, но и будут способствовать аппетиту.