Еще лет десять назад никто и представить не мог, что можно будет заказать доставку ресторанного блюда прямо домой, чтобы насладиться изысканной пищей без необходимости приводить свой внешний вид в соответствие с требованиями к дресс-коду и употреблять пищу в официальной обстановке после трудного рабочего дня. Теперь можно, вернувшись домой, включить свой любимый фильм и посмотреть его в пижаме, наслаждаясь изысканными ресторанными блюдами в обнимку со своей дражайшей половиной, которая тоже не прочь избавиться от необходимости стоять у плиты. Технологии развиваются так быстро, что некоторые люди не успевают угнаться за новшествами. И вот уже то там, то тут слышны намеки на возможность доставки еды с помощью беспилотных летательных аппаратов. Давайте попробуем разобраться, что из этого правда, а что пока еще фантастика.
Вы заказываете по интернету пиццу, и уже через десять минут, а не через час-полтора, на ваш подоконник опускается квадрокоптер с пакетом и терминалом. Вы производите оплату, получаете чек и задумчиво провожаете взглядом удаляющееся чудо техники. В мечтах это выглядит очень здорово, но что имеем в реале? К примеру, ваш подоконник оборудован посадочной площадкой для дронов? Если нет, то куда же будет приземляться аппарат? На деле проблем у подобного вида сервисной доставки намного больше, чем кажется.
По мнению специалистов, ресторанная доставка еды на дом будет пользоваться все большей популярностью. А доставка дронами, как утверждают разработчики, реальна и весьма практична. И более всего для различных предприятий фаст-фуда и онлайн-ресторанов. Потом что именно в этой сфере время, затрачиваемое на доставку, играет решающую ролью. А тут – не просто выигрыш в скорости, поскольку некоторые модели развивают до 150 км/ч, и даже не в отсутствии пробок. Расстояние по прямой – значительно короче, поэтому времени на доставку потребуется в десятки раз меньше.
Но давайте реально посмотрим на вещи. Во-первых, законодательство. Пока еще не существует никаких отрегулированных норм для данного вида доставки. Напротив, полеты квадрокоптеров в черте города имеют множество ограничений и требуют специального разрешения. И это вполне понятно. Представьте, что будет, если пятикилограммовый аппарат (не считая груза) внезапно сломается и упадет на голову пешехода с высоты двухсот метров. Хотя, лучше и не представлять. То есть, для начала необходимо продумать систему безопасности.
Во-вторых, потребуется создание специальных дронодромов при каждом заведении, которое захочет пользоваться подобным способом доставки. Но и это еще не все. Придется обеспечить наличие специальных станций дозаправки для устройств, которые отправляются на дальние расстояния. А клиентам позаботиться о том, чтобы такие аппараты могли безопасно приземляться на специальные площадки, если речь не о доставке в какой-нибудь городской парк. И если даже представить, что все предыдущие вопросы урегулированы, и над нами будут кружить сотни веселых дронов, спешащих по своим делам, то наверняка не обойтись без специальной диспетчерской службы, которая будет отслеживать маршруты и предупреждать столкновения в воздухе. Так что массовым подобный сервис в ближайшее время станет вряд ли.
Но скептично на использование беспилотников в сфере услуг доставки смотрят не все и не везде. Изобретатели вовсю работают над усовершенствованием аппаратов, а бизнесмены осуществляют попытки внедрения сервиса в своих странах.
Стартап Dronex, основанный минским предпринимателем, работает над ключевыми технологиями управления дронами-доставщиками – автономной безопасной посадкой и системой станций замены батарей.
Расстояние между двумя частями Рейкьявика, разделенными заливом планируется сократить благодаря использованию беспилотников для доставки еды в контейнерах гексакоптерами.
Компания Domino's Pizza провела показательную доставку своей продукции дронами еще в 2016 году. Такая схема была одобрена Государственной Авиационной службой страны и уже действует для некоторых избранных пиццерий.