Первое впечатление посетителя о ресторане складывается от общения с
официантом. Изменить его бывает крайне трудно – почти невозможно. Поэтому подбирать обслуживающий персонал необходимо в соответствии с рядом определенных требований. Эти требования могут варьироваться, дополняться или урезаться и менять степень важности в зависимости от класса заведения и личных предпочтений владельца ресторана. Давайте представим себе идеального официанта, составив перечень необходимых качеств:
Хорошая память – необходимое условие для работы официантом. Ведь ему придется выучить назубок не только меню, винную и соусную карту, но также состав различных блюд, которым может поинтересоваться любой клиент.
Стрессоустойчивость – обязательное условие для работы официантом. Представьте себе обидчивого официанта, который рыдает в хозблоке из-за того что клиент на него накричал – это нонсенс. Идя на такую работу, необходимо осознавать, что клиенты могут быть разными, и в том числе несдержанными. Необходимо всегда достойно и спокойно воспринимать любые ситуации.
Приветливость – это качество, которое можно легко выработать на фоне стрессоустойчивости. Приветливым людям все лучше удается не только в работе, но и по жизни. А официант зарабатывает не только чаевые, но и расположение будущих и настоящих постоянных клиентов заведения, следовательно, от его работы зависит прибыль всего предприятия.
Проворность – то есть подвижность и быстрая реакция – это качество нарабатывается с опытом, поэтому если не хотите возиться с новичками, берите официантов со стажем. Но и новичков можно обучить – например, проведя специальный тренинг.
Умение работать в коллективе – очень полезное качество, поскольку общение с конкретным клиентом – это лишь верхушка сервисного айсберга. Ведь по ходу работы приходится общаться с коллегами, поварами, метрдотелем и находить компромиссные решения для эффективной и слаженной деятельности коллектива.
Если вы хотите создать хороший коллектив официантов, продумайте его будущую структуру. Отличной идеей будет взять на работу одного опытного профессионала, имеющего солидный стаж и возраст, добавив несколько амбициозных новичков, обладающих требуемыми качествами и интересом к работе. Профессионал сплотит коллектив, став его стержнем, и обучит молодежь. Через некоторое время вы получите идеальный обслуживающий персонал.
Если же вам необходимо найти официанта взамен уволенного, постарайтесь при этом учесть пожелания всего коллектива, которому проще и удобнее будет сработаться с человеком определенного психотипа. При подборе подобного персонала весьма рекомендуется консультация хорошего психолога.
Как вариант – разработать или использовать уже имеющиеся тесты на внимательность и способность к запоминанию, чтобы применить их в процессе собеседования. Можно придумать забавный тест: например, во время беседы «случайно» уронить на пол предмет сервировки – чашку или вилку, предварительно положив его на стол, и посмотреть на реакцию: насколько молниеносно соискатель среагирует и бросится поднимать предмет, ведь хорошая реакция – полезное качество работника подобного профиля.
И не забудьте о том, что по законодательным нормам при приеме официанта, тот должен представить следующие документы:
- паспорт;
- документы об образовании;
- санитарную книжку с необходимыми отметками (их перечень и сроки определены законодательно для работников, чья деятельность связана с продуктами питания);
- трудовая книжка;
- индивидуальный налоговый номер;
- свидетельство о пенсионном страховании;
- фотографии для документов.
Способствуйте созданию дружного коллектива ответственных работников и не переусердствуйте со штрафами, поскольку в конечном итоге слишком жесткие меры негативно сказываются на качестве оказываемых услуг.